Кто здесь главный — Собственник или арендатор?

Создана 23.03.2016 07:53:20

В общении арендатора и хозяина квартиры постоянно возникает вопрос: где граница между своим и чужим? Владелец хочет сохранить свое имущество в целости и сохранности, а квартиросъемщик — чувствовать себя как дома. Как в этой ситуации обойтись без конфликтов, рассказывает семейный психолог Леонид Тимошенко.

Личные границы касаются нашего тела, эмоций, чувств, мыслей и переживаний. Внешние границы затрагивают других людей, работу, хобби и территории, которые мы считаем своими. Личное пространство является местом отдыха, где человек находится в безопасности и заряжается энергией для новых свершений и подвигов. Неудивительно, что арендатор, въезжая в квартиру, хочет чувствовать себя как дома, несмотря на то, что юридически это не его пространство. Как быть?

Владельцам важно помнить об этих психологических нюансах и с уважением относиться к потребностям арендатора. Как может проявляться уважение? Например, не стоит приходить в сдаваемую квартиру без предупреждения, то есть не оговорив заранее дату и время, не получив согласие от арендатора. Не ставьте ему ультиматумов, что можете приехать только в субботу и только в 8 утра – возможно, у человека были планы. Или он просто хотел бы выспаться. Неуважение можно сравнить с отношениями родителей и детей, когда первые не хотят, чтобы ребенок закрывал дверь и делал что-то в тайне от родителей. Вход без стука на территорию ребенка в определенном возрасте воспринимается как эмоциональное насилие.

Каждый человек меняет под себя пространство, в котором находится. Изменения могут быть глобальными (вроде ремонта), а могут быть совсем незначительными (вроде своей посуды на кухне и стаканчика для зубных щеток в ванной). Здесь тоже есть место для уважения: важно договориться на берегу обо всех потенциальных изменениях и соблюдать договоренности. Нередко арендодатели требуют сохранить не только мебель, но и важные предметы интерьера вроде коллекции чашек в серванте. Для квартиросъемщика некоторые просьбы могут выглядеть абсурдно — какая ценность может быть в этом старье? Не думайте за других — возможно, человеку некуда отвезти эти вещи, но они имеют для него важное личное значение (материальная ценность предметов интерьера при этом и правда может стремиться к нулю). Хорошо, если договор включает пункт о том, что можно менять, а чего нельзя, какими вещами человек может пользоваться, а какими нет.

3 совета квартиросъемщику

Обсудите все, что вас тревожит или смущает

Иногда лучше показаться излишне въедливым и педантичным, зато потом с удовольствием возвращаться в свой дом.

Фиксируйте материальную ответственность

Вы будете понимать, сколько стоят ваши желания. Например, если вы решите побить посуду, выясняя отношения, то лучше представлять, во сколько обойдется испорченный линолеум или мебель.

Все материальные вложения — с письменным подтверждением!

Это не только юридически, но и психологически важный момент. Если вы решили сделать ремонт, то обязательно внесите это в приложение к договору. Нередко после того, как наниматель сделал ремонт на свои деньги, владелец повышает цену за аренду квартиры. Фиксация договоренностей на бумаге обеспечат вам спокойствие: вы вкладываетесь не в чужую квартиру, а в свой комфорт на определенное время.

3 совета арендодателю

Заранее спланируйте свои визиты

Особенно полезно выбрать более-менее фиксированную дату для встречи, чтобы вы знали, что в это время легко сможете приехать в свою квартиру. Любопытно, но некоторые владельцы стесняются приезжать в свой же, хоть и сдаваемый, но дом. Фиксированная дата придаст вам уверенности в своих правах.

Определите свои цели посещения

Одна из целей — получить очередную плату за жилье, другая — проверить состояние дома. Первую можно перевести в формат онлайн со временем (благо инструментов для этого достаточно), а вторая особенно важна в первые месяцы, в дальнейшем же полезно и правильно довериться арендаторам. Особенно если они показали себя с хорошей стороны.

Не будьте неожиданными — предупреждайте и решайте вопросы заранее

Возможные визиты либо другие вопросы, которые рано или поздно могут возникнуть в вашем взаимодействии, лучше оговаривать заранее, например, по телефону. Так у съемщика появляется время подумать над вашим вопросом, и он будет готов к тому, что вы скоро посетите «его» пространство. Это как стук в дверь перед тем, как войти.

В завершении хочется сказать: помните, что сдача и съем жилья — это в первую очередь сложная с психологической точки зрения ситуация. Хорошие отношения сторон являются залогом хороших отношений и более легкого преодоления возможных конфликтов. Оставайтесь людьми и уважайте границы друг друга, тогда вы будете чувствовать себя комфортно!

 

Текст подготовила: Александра Лавришева

Источник: Domofond.ru